Покраска металлической мебели, тонкости порошковой технологииКак способ создания качественных защитно-декоративных покрытий порошковая покраска уже весьма основательно вторглась в наш повседневный быт: это и входные металлические двери «под гранит», и «хромированные» автомобильные колёсные диски, и разнообразные высокотемпературные кремнийоганические покрытия (используемые, например, на тормозных суппортах). Чем же именно обусловлено столь широкое и разнообразное проникновение?

Технология — единая, а покрытия — разные

Неспециалиста прежде всего удивляет именно этот факт: и порошковая покраска металлической мебели, и автомобильное «хромирование» вроде бы произведены по единой технологии — но свойства готовых покрытий различаются радикально. Для понимания вопроса нам придётся немного углубиться в сущность используемой технологии.

Итак, порошковое окрашивание — «сухое», то есть не использующее растворители и т.п. для нанесения слоя/слоёв на требуемое изделие. Собственно технология нанесения базируется прежде всего на действии электростатических сил: в покрасочную камеру с обеспыленным воздухом вносится нужное тщательно зачищенное изделие и электрически «заземляется», а потом из специального высоковольтного «электропистолета» на его поверхность напыляется спецпорошок.

После формирования законченного слоя предмет переносят в термокамеру-печь, где при умеренном прогреве из-за полимеризации/»сшивки» макромолекул из порошка формируется единое бездефектное покрытие.

Ключевой фактор

Свойства финишного покрытия определяются тем, какой по составу порошок использован при нанесении и сколько/каких слоёв сформировано — ведь вышеописанную процедуру можно повторять многократно! Если для однослойного покрытия взять кремнийорганику — оно получится высокотемпературным, а если эпоксидную композицию — будет чрезвычайно устойчивым к механическому истиранию и т.д.

С многослойными покрытиями (типа упомянутого выше «хромирования») всё ещё интереснее: сначала наносится слой грунтовки (он обеспечит сцепление с металлом и попутно скроет мелкие дефекты/царапины на поверхности), затем — красящий слой, задающий фактуру/цвет поверхности изделия, а в завершение — один или даже два разных прозрачных защитных слоя (их типично называют «лаками», они защищают нижележащие подслои от повреждений и УФ-«выгорания» на солнечном свету).

А поскольку химики-технологи постоянно изобретают новые порошковые композиции, сфера применений порошковых покрытий непрерывно расширяется.

0