суть Москва 3 РимДаже серьезные историки склонны утверждать, что когда государство «беременно» теми или иными реформами, то они обязательно воспоследуют – раньше или позже; когда та иная идея назрела – она обязательно пробьет себе дорогу.

Так, собственно, и произошло с концепцией, согласно которой Москва, объединившая  близ себя многие русские земли после освобождения от монголо-татарского ига, должна стать ни много, ни мало – православным «третьим Римом».

Действительно, наша страна, при всей её самобытности, многим была обязана Византии, как та – Древнему Риму. Так где же корни вышеупомянутой доктрины и в чем её идеологическая суть?

Идеологическая суть концепции

В 1869 году увидела свет докторская диссертация  В.С.Иконникова. Именно он  указал на несколько посланий старца одного из псковских монастырей Филофея великому московскому князю Василию III как на первоисточник интересующей нас идеи. Датировка писем —  1523-1524 гг.

Великая и могучая Римская империя погибла под ударами варваров по нескольким причинам: размыв государственных границ и конфликты в приграничных зонах, крайняя развращенность нравов на самой верхушке власти, идея «вечного Рима» вместо былой воинственности.

История Восточной римской империи (она же – Византия) насчитывает тысячу лет – дольше, чем любой другой из известных империй. Захват её столицы – Константинополя – османами, произошедший в 1453 году, был воспринят в православном мире как кара за грехи, как торжество «неверных» над сынами Христовыми.

Однако победа русских в Куликовской битве, распад Золотой Орды и окончательное освобождение Руси от ига татар заставили православных христиан вновь воспрянуть духом.

Напоминая обо всем этом, Филофей выразил надежду, что «четвертому Риму не бывать», а Москве суждена великая миссия – объединить под своим началом все славянские народы и дать пример остальному миру.

Что ж, в те далекие времена, вероятно, казалось, что этот идеал – не за горами, он близок и не утопичен. История же наглядно продемонстрировала, что надеяться на Россию рискованно и опрометчиво – как выразился поэт, «в Россию можно только верить».

Псковский старец не преминул напомнить великому московскому князю и о родстве с византийскими императорами.

Нам же, потомкам, грех забывать не только о династических связях, но и о государственном гербе, которым мы тоже обязаны «второму Риму». Конечно, не случайным был и союз царя Ивана Третьего c Софьей Палеолог – как-никак, та состояла в близком родстве с последним правителем Византии.

Рассматриваемая идея еще не раз воскресала в веках уже под другими названиями. Например, что такое панславизм философа Серебряного века Владимира Соловьева, как не она?

Свою положительную роль в истории идея сыграла. Сегодняшние Соединенные Штаты – явно не «четвертый Рим». А вот нам, чтобы вернуть вес в международной политике, еще предстоит потрудиться.

0