В стране утвержден новый закон об образовании. Он сменит собой положения 1992 и 1996 годов, действовавшие в России до сей поры. Новшества касаются всех ступеней образования, от высшего до дошкольного. Чего ждать от этого документа, действовать который начнет с новым учебным годом – 1 сентября?

Несмотря на все голоса, звучавшие «против», единый государственный экзамен (ЕГЭ) остается неизменным, а его результаты будут действительны в течение 5 лет. Вопрос о школьной форме отдается на откуп администрации учебных заведений – вводить ее она сможет на свое усмотрение. Государственный язык Российской Федерации – русский – не исключает возможности обучения на национальных языках.

Закрытие сельских школ станет невозможным без согласия местных жителей. Ситуации, когда деревенские школы закрывали по причине малого числа учащихся, а детям приходилось посещать другие, находящиеся порой на немалом расстоянии, вызывали недовольство. Теперь этого случаться не должно, во всяком случае, без заключения специально созданной комиссии.

Нововведения в денежных вопросах образования направлены на предоставление большей самостоятельности учреждениям образования. Так, размер платы за общежитие будет определять учебное заведение, которому оно принадлежит. Оплата за посещение детских дошкольных учреждений, хоть и устанавливаемая муниципалитетом, тем не менее, может быть снижена по усмотрению учредителя садика, вплоть до предоставления бесплатного посещения для отдельных категорий детей.

Изменения в формуле оплаты труда учителей теперь устанавливают минимальную планку – она не должна быть ниже средней зарплаты в регионе, а работникам сельских школ будут еще и компенсироваться коммунальные платежи. Насколько реально это поднимет уровень жизни учителей, пока сказать затруднительно.

В целом новый закон вызвал активные дискуссии. Некоторые его положения оказались, на взгляд специалистов, неоднозначными. К примеру, льготы детям-сиротам, предоставлявшиеся ранее при поступлении в ВУЗ, заменены на льготы при поступлении на подготовительное отделение, и всего. Сторонники закона мотивируют это следующим – зачем брать без экзаменов того, кто не «тянет» учебу? Пусть он лучше хорошо готовится и поступает на общих основаниях. Противники же видят в этой норме ухудшение положения выпускников детских домов, которые и так плохо социализируются в обществе.

Насколько удачными будут новшества, мы узнаем со временем.